Код клиента:
Наверх

Статьи

7 Декабря 2009

Подсветка для картин


Стоит набрать "подсветка для картин" в любой поисковой системе, например Яндекс или Рамблер, и к Вашим услугам окажется множество предложений, представляющих светильники, предназначенные для этой цели — разнообразные, красивые и … в большинстве своем весьма опасные для произведений искусства. Сложно сказать, кто начал называть эти осветительные приборы подсветкой для картин, но на сегодняшний день название закрепилось за светильниками, предназначенными совсем для других целей.Безусловно, профессиональные коллекционеры, работники музеев и галерей очень хорошо знают то, что будет изложено ниже, но многие люди, приобретающие для своих интерьеров живописные полотна, не учитывают этих тонкостей. Данная статья не претендует на полное профессиональное руководство по подбору освещения для картины, мы хотим только предостеречь наших покупателей от возможной ошибки. Истоки заблуждения.


Для того, чтобы разобраться в причинах проблемы, следует начать с самого начала, а именно: каким светом нужно освещать картину? Дело в том, что здесь эстетические, художественные требования приходят в некоторое противоречие с требованиями техническими, ориентированными на сохранность полотна. С одной стороны, для полного раскрытия замысла автора полотна идеальным является освещение, идентичное тому, какое освещало изображаемый объект или пейзаж. В подавляющем большинстве случаев — это солнечный свет, но он предельно вреден для самого полотна и красок. Содержащийся в солнечном свете ультрафиолет и излучение инфракрасного спектра негативно действуют на картину. Ультрафиолет наиболее губителен — он приводит к химическим разрушениям, вызывая распад молекул любых органических веществ — ткани, кожи, холста, красок и т.п. Но и инфракрасное излучение (чаще определяемое как нагрев) вредоносно влияет на картину. Это влияние опосредованное, не прямое, как в случае с ультрафиолетом — повышение температуры у поверхности полотна ускоряет процессы старения. Именно по перечисленным выше причинам, живописные полотна никогда не освещаются прямым солнечным светом. С искусственным освещением при помощи ламп все не так просто. Разберем основные источники света по типам, причем в первую очередь речь пойдет о лампах накаливания. Подсветка для картин — лампы накаливания.


Лампы накаливания традиционно считаются самым подходящим для подсветки живописи источником света. Благодаря сплошному спектру, эти лампы обеспечивают наилучшую цветопередачу, равную единице. Следует помнить, что под лампами накаливания в данном случае подразумеваются как обычные лампочки, так и галогенные, ведь они устроены по тому же принципу, только газ внутри колбы и материал спирали принципиально отличает их от обычных, самых распространенных вакуумных ламп. Галогенные лампы, кроме указанного выше плюса имеют еще один, сугубо утилитарный — они очень компактны, что немаловажно для интерьера. Чем же плоха «подсветка для картин» на лампах накаливания?


Теперь, после приведенных объяснений, настало время вернуться к заявленной теме статьи — светильникам, именуемым «подсветка для картин», представленным в начале материала и в данном блоке. Чем же они плохи, что угрожающего представляют собой эти устройства? Ведь большинство из них использует как раз те самые лампы накаливания (галогенные и вакуумные), которые только что мы назвали наиболее подходящими источниками освещения?


Дьявол кроется, как всегда, в деталях. В данном случае это — нагрев. Как упоминалось выше, не только ультрафиолет вреден для художественных произведений, но и нагрев, ускоряющий процессы старения. Самый простой способ борьбы с нагревом интуитивно очевиден, это повышение расстояния от источника света до полотна. Причем на этот счет есть даже простое прикидочное правило: каждые 100 Ватт (для вакуумной лампы) — это 1 метр. Конечно, в ряде случаев эта норма меняется, поскольку сильно зависит от состава красок и их химических свойств, но для общей прикидки этим правилом можно пользоваться. При этом следует помнить, что те же потребляемые 100 Ватт для галогенной лампы — это примерно в 1,5 раза большая светоотдача и, как следствие, нагрев.


А теперь посмотрим на светильник, изображенный на иллюстрации и привычно называемый «подсветка для картин». Представим себе, что в нем установлены всего две маломощные вакуумные (обычные) лампы накаливания по 25 Ватт. Суммарно они дадут световой поток, эквивалентный потоку от лампы накаливания, мощностью 50 Ватт. Исходя из приведенной выше зависимости (100 Ватт — 1 метр), получаем, что минимальное расстояние от полотна до источника света должно составлять 0,5 метра. Невооруженным взглядом видно, что в большинстве случаев такое расстояние светильниками данного типа не обеспечивается, особенно в отношении верхней части картины. Причем сейчас речь идет о наиболее слабом варианте такой подсветки — нередко в таких светильниках ламп больше и они мощнее, в частности, галогенные. Результат очевиден — как минимум часть полотна подвергается воздействию повышенной температуры, серьезно ускоряющей процесс старения. Для чего же на самом деле предназначены «подсветки для картин»? Это весьма полезные интерьерные светильники, которыми можно освещать полиграфическую продукцию, печатные репродукции, фотоматериалы, рабочие поверхности консолей возле стен (вместо настольных ламп). Часть из них можно с успехом использовать для подсветки зеркал. Стоит обратить пристальное внимание на каталоги фабрик-производителей, там подобные светильники обычно сфотографированы именно над печатными репродукциями, а не над живыми картинами.


В некоторых каталогах на фотографиях такие светильники отодвинуты вверх от картины на достаточное расстояние для соблюдения безопасности, но, учитывая тот факт, что в такие подсветки устанавливаются обычно маломощные источники света, в реальной жизни Вам просто не хватит освещенности при таком размещении. Ведь у Вас не будет софитов, которые используются за кадром при художественной съемке для каталога. Если подытожить вышесказанное, то светильники данной конструкции крайне не рекомендуется использовать для освещения оригиналов художественных картин при условии, что конструкция «подсветки» подразумевает обычные, ничем не защищенные источники прямого света. Как же организовать подсветку картины?


Среди светильников данного типа есть некоторые исключения — это те светильники, у которых ламы прикрыты рассеивателями из стекла, снижающими активность светового потока. Кроме того, иногда в подсветках используются специальные лампы с отражателями, снижающими инфракрасный поток. Не стоит также полностью забывать и про ультрафиолет, поскольку спектр температур галогенных ламп стремительно расширяется, и как следствие, у некоторых ламп возможно увеличение ультрафиолетовой составляющей. Чтобы не забивать себе голову температурными шкалами, лучше для целей освещения картин брать галогенные лампы со специальными отражателями и/или со специальным покрытием. У Osram, например, есть специальная серия галогенных ламп, колба которых изнутри покрыта составом, фильтрующим ультрафиолетовую составляющую. Внешне они не отличаются от обычных галогенных ламп, но на коробке обязательно должна присутствовать надпись «УФ-фильтр».


В целом же мы рекомендуем для освещения картин использовать потолочные светильники, как это делается во всех крупных музеях и галереях мира. Диапазон потолочных светильников очень широк — это и встраиваемые светильники, и накладные, и шинные системы. Расстояние от потолка до картины практически всегда превышает необходимый минимум, так что о перегреве можно будет не беспокоиться. Конечно, не стоит забывать и об ультрафиолете — светильник, освещающий картину, должен либо сам иметь в том или ином виде фильтр ультрафиолетового спектра, либо в нем должна использоваться специальная лампа, как об этом упоминалось выше. Еще одной возможностью является использование светильников, схожих с упоминавшимися выше подсветками для картин, но обладающими более длинной выносной штангой.


Можно также использовать комбинированные варианты, как на одной из приведенных в статье фотографий, когда направленный свет сочетается с повышением общей освещенности в зоне картины, например, при помощи подвесов с абажурами из стекла, расположенных примерно на уровне картины. При таком размещении на саму картину падает не прямой свет от подвесных светильников, а рассеянный и ослабленный абажуром.



Последним способом явялется уже чисто психологический, обратный с точки зрения света предыдущему - если картину невозможно достаточно ярко осветить, можно сделать окружающий фон достаточно темным. Наш глаз адаптируется к средней освещенности окружения в достаточно широком диапазоне и если, допустим, стена на которой висит картина, будет в тени и темного тона, то освещение картины будет восприниматься как более яркое.


Подсветка картин люминесцентная и светодиодная.


Для завершения нашего обзора осталось упомянуть о таких источниках света для подсветки картин как люминесцентные и светодиодные источники. Ситуация с люминесцентными лампами характеризуется очень просто. Они дают очень ровный, равномерный свет, хорошо подходящий для общего, а не акцентного освещения. До недавнего прошлого считалось, что люминесцентные источники света обеспечивают куда худшую цветопередачу по сравнению с лампами накаливания, что препятствовало их использованию. Сегодня это не так: существуют специальные лампы с улучшенной цветностью (они имеют индекс 830). К ним желательно приобретать специальную ЭПРА (электронную пуско-регулирующую аппаратуру), которая позволяет как избавиться от характерного для ламп этого типа мерцания, так и подстраивать световой поток, стабилизировать показатели цветопередачи и световой температуры.


Со светодиодами ситуация на сегодняшний день самая сложная. Они имеют массу преимуществ — это и меньшее энергопотребление, и принципиальное отсутствие в спектре излучаемого света как ультрафиолета, так и инфракрасной части спектра, то есть являются абсолютно безопасными для полотна. С другой стороны, светодиоды сегодня имеют в своей массе наихудшую цветопередачу, по крайней мере те из них, что используются для массового производства светильников. Если эта задача будет решена, светодиоды окажутся однозначно предпочтительней галогенных ламп, но сегодня светодиодные подсветки используют в основном для освещения объемных объектов, а не живописи.


Возврат к списку

Банковские реквизиты
Название: ООО «Декомо»
ИНН 7713708173
КПП 771301001
ОГРН 1107746441703
ОКПО 66494297
Банк: ОАО "ПРОМСВЯЗЬБАНК"
Кор. счет 30101810400000000555
БИК 044525555
Информация о подписке
Товар добавлен
Ваш номер
Обратный звонок
Спасибо!
Мы перезвоним Вам в течение ближайших нескольких минут.
Заказ в 1 клик
Номер заказа:
Сумма покупки:
Заказ в 1 клик
+7
Спасибо за отзыв!
Спасибо за отзыв! После проверки модератором,
ваш отзыв появится на сайте.

Информация о подписке

Спасибо за подписку!

Дополнительная гарантия

Приобретая услугу Дополнительной гарантии, вы получаете:


Стоимость Дополнительной гарантии рассчитывается исходя из стоимости товара:


Дополнительная гарантия распространяется только на товары из раздела Свет

Исключение: В данной программе не участвуют комплектующие и товары из хрусталя!